Как это где? - удивится «продвинутый» читатель. – Кто не знает, древнегреческий философ-киник Диоген Синопский сознательно пренебрегал жизненными благами и демонстративно ночевал в бочке! Об этом даже в учебнике* написано: «Он был беден и жил в пифосе (бочке) на главной площади города». Вот об этом мы и поговорим. Однако, по порядку.
------------------------------------------------------------------------------
*А.И. Шалагинова, Б.Б. Шалагинов. История Древнего мира. Учебник для 6 класса общеобразовательных учебный заведений. Рекомендовано Министерством образования и науки Украины. Киев: «Педагогічна преса», 2006. С.201.
В наши дни, как известно, писательским ремеслом на кусок хлеба не заработаешь и близких своих не прокормишь. Тем более, на Украине, тем более, писателю «російськомовному». Нужно создать какой-нибудь «бестселер», наподобие брутального «Чорного ворона» (Васыль Шкляр) или «Записок українського самашедшего» (живой «класик сучасної української літератури» Лина Костенко), получить за свой труд премию, потом, выдвинув смехотворные условия, от неё скандально отказаться, и… успех (тираж) обеспечен! Но всё это возможно при единственном условии – твоё творение должно быть написано «державною мовою»! Поэтому я, «російськомовний письменник», член «Національної спілки письменників України», с готовностью согласился на предложение преподавать в гимназии «Историю Древнего мира». Как-никак за плечами был не только филологический факультет, но и проштудированные в молодости сочинения Н.Карамзина, В. Ключевского, С.Соловьёва, (даже отдельные тома Т.Моммзена!), собственные книги, десятки научных литературоведческих и культурологических статей, но, самое главное, – с младых ногтей полюбившийся замечательный учебник Ф.П.Коровкина «История Древнего мира»!* Несколько десятков лет он неизменно находился в портфелях советских, а потом - российских школьников.
* Ф.П.Коровкин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.:ИП. 1957.
Но… взявшись за гуж, я очень скоро понял, что самонадеянно свои силы переоценил, ибо, чтобы преподавать, как указано в аннотации, по ученику, получившему «наивысшую оценку среди всех 17 учебников по предмету «История» и утверждённому приказом МОН Украины от 28.04.2006 г., нужны какие-то особые качества. Выдержка… долготерпение?.. Впрочем, скорее всего, философское киническое равнодушие. Человек моего возраста, пока ещё не утративший профессиональной памяти, имеет право сравнивать. И, сравнив, делать соответствующие выводы. Вывод же, при знакомстве с указанным учебником, напрашивается один единственный – это чудовищно! Представить себе хотя бы на минуту, что подобное издание (учебник!) мог увидеть свет в проклинаемые современными «демократами» годы «совка», представить этого не сможет самое разнузданное и больное воображение.
И дело не в наборных ошибках и компьютерных сбоях, из-за которых на соседних страницах: «Еллинистические государства» и «Эллинистический мир» (с. 196,197). За это надо в шею гнать редакционных корректоров! Впрочем, нынешние грамотеи вообще не различают и благополучно путают эти литеры – Е, Э, Є. Речь совсем об ином. Потому, как восклицал М.Булгаков, за мной, читатель! Обещаю, что скучно не будет. Говоря об империи Александра Македонского, авторы издания, получившего «наивысшую оценку», недрогнувшей рукой пишут: «Расстояние между отдельными частями империи составляло сотни тысяч километров» (с.196). Если читатель не сумел сразу «въехать», то поспешу уточнить. По логике, «сотни» должно означать, как минимум, - две сотни. Для наглядности изображу это число цифрами: 200000 километров! И для тех, кто очень давно изучал географию, напомню, что длина экватора земного шара составляет – 40010 км., а расстояние до Луны - 384467 км.! Это у Гоголя было – «Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». А в «империи Македонского», выходит, хоть 333 года скачи…
У учебника Шалагиновых, как и положено, имеются квалифицированные рецензенты – доктора и кандидаты исторических наук, профессора и научные сотрудники специализированных институтов. Поэтому хотелось бы задать им нелицеприятный вопрос, а держали ли вы, господа хорошие, в руках этот «учебник»? А если держали, то листали вы его хотя бы для приличия? Если вы писали свои рецензии заглазно, то это – свидетельство вашей профессиональной нетребовательности, если же всё-таки «листали», то тогда дело гораздо хуже – это уже свидетельство вашей полной профессиональной несостоя-тельности!
Античный мир - это и наше, крымчан, прошлое. Потому нельзя пройти мимо страницы, посвящённой Херсонесу. Говоря об его стенах, башнях и воротах, авторы утверждают, что «…их изображение можно увидеть на деньгах Украины – 1 гривне» (с.178). Но, хоть все глаза прогляди, ничего подобного на купюре достоинством в 1 гривну не увидишь! На обоих современных цветовых вариантах банкноты одно и то же изображение – «Град Володимира у Києві». Надо полагать, авторы такой мелкий номинал держали в руках ещё в ту пору, когда на него хоть что-то можно было купить. Но те «оливковые» и «зелёно-коричневые» купюры, на которых действительно изображался фрагмент херсонесских руин, были изъяты из обращения ещё в 2003 и 2004 годах, т.е. до выхода в свет означенного «учебника»! Что должны думать ученики, поверившие авторам и попробовавшие разыскивать указанное в учебнике?..
Следующие фрагменты учебника ещё прелестней. На стр. 53 сказано: «В Египте умели выплавлять стекло из песка и соды. Только сначала оно было непрозрачным». Прекрасно помню, как полвека тому назад, узнав о составе стекла, сам пытался в консервной банке в домашних условиях это самое «стекло» выплавить. Опыт не удался. Слава Богу, что тогда под руки не попался учебник Шалагиновыъ, потому что на странице 93 там приведена ещё одна «легенда», которая гласит: «Один финикийский корабль вёз из Египта селитру и по дороге причалил к берегу. Чтобы приготовить себе еду, моряки поставили котлы на куски селитры. Когда же селитра разогрелась и соединилась с песком, образовался поток странной густой жидкости, которая потом застыла и превратилась в полупрозрачную массу – стекло».
Что делать, если, говоря об истории Древнего мира, приходится вспоминать не только географию, но и химию. И коль скоро под рукой не найдётся учебника по химии, то можно воспользоваться услугами всеведающего интернета, чтобы узнать, что… «греки и римляне не знали селитры, и встречающееся у древних авторов название nitrum употреблялось для обозначения налётов соды. Первое упоминание о селитре в европейской литературе встречается у Гебера в VIII ст.»! Кроме всего прочего, «при хранении в больших количествах, например на полях, отмечены случаи взрыва от удара при попытке разрыхления». Поэтому представить себе финикийский корабль с грузом се-литры, за тысячу лет до Рождества Христова, не способно самое буйное воображение!
Не заметили уважаемые рецензенты и того факта, что авторы учебника по-школярски заставляют древних греков смешивать понятия «золотой середины» и «золотого сечения» и утверждают, что те, «сооружая храмы, придерживались правила «ничего чрезмерного», или правила «золотой середины» (С. 169). Фразеологизм «золотая середина», восходящий к римскому поэту Горацию, подразумевает благоразумие, взвешенность, образ действий, чуждый крайностей и риска. Он применим не к точным геометрическим параметрам, а только к параметрам интенсивности или качества (мало-средне-много, плохой-средний-хороший). Тогда как «золотое сечение» отрицает симметрическое равновесие и обозначает «божественную пропорцию», по которой большее относится к меньшему, как целое - к большему и выражается постоянным иррациональным числом ? 1, 618… Аналогично число «пи» (3,14) характеризует отношения параметров любой окружности.
Старый учебник незабвенного Ф.П.Коровкина я вспоминаю не из личных симпатий, а потому что, оказывается, и господа Шалагиновы неравнодушны к наследию заслуженного специалиста. И неравнодушие это демонстрируют на страницах своего учебника систематически, но… Как бы это сказать помягче?.. Как-то уж очень пристрастно. Примеров – хоть пруд пруди, судите сами. Первая цитата – Коровкина, вторая – Шалагиновых: «К северо-востоку от Египта, а Азии, протекают две больше реки – Евфрат и Тигр. Они берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив» (С. 56) - «На южных склонах Кавказских гор берут своё начало две большие реки Тигр и Евфрат, которые впадают в Персидский залив» (С. 74). «На севере Индии находятся высочайшие в мире Гималайские горы, покрытые вечными снегами» (С. 66) – «На севере Индии находятся самые высокие на Земле Гималайские горы» (С. 104). «На юго-востоке Пелопоннеса находится область Лаконика» (С. 118) – «В Южной Греции на полуострове Пелопоннес находится область Лаконика» (С. 146). «В середине I тысячелетия до н.э. на Апеннинском полуострове жило не меньше двенадцати народностей, говоривших на разных языках» (С.171) – «Когда-то на Апеннинском полуострове жило много племён, говоривших на разных языках» (С. 205). «Консулы судили римлян, а во вроемя войны командовали войском» (С.173). – «Консулы были судьями, а во время войны - военачальниками» (С. 208). «В 216 году до н.э. у селения Канны вновь встретились римская и карфагенская армия» (С.180) – «Летом 216 г. до н.э. возле городка Канны римское войско встретилось с армией Ганнибала» (С.214).
Почувствуйте разницу, как талдычит современная реклама! Только соображения экономии газетной площади не позволяют умножить подобные примеры. Это лучший из семнадцати учебников! Что же тогда представляют из себя остальные?..
Да, а как же Диоген, спросите вы? С ним всё в порядке. Рассказ о нём в тексте даже сопровождён известным рисунком «Диоген в бочке», выполненным… Т.Г.Шевченко! Конечно, спору нет, на Украине Шевченко – «это наше всё», но по существу его рисунок – это яркий пример исторического анахронизма. На нём Диоген изображён лежащим… в рассохшейся (как же иначе, ведь бедняк) дубовой бочке! Хотя сами авторы в тексте уточнили, что он жил - в «пифосе». Ну, великий Кобзарь гимназий, как известно, не кончал, в Греции не стажировался. И образцом для своего рисунка брал, скорее всего, картину художника академической школы И.Ф.Тупылёва «Александр Македонский перед Диогеном» (1787). На ней также вместо греческого глиняного пифоса - дубовая бочка. Но авторы учебника по «Истории Древнего мира» должны быть точными и потому обязаны были найти более подходящие иллюстрации. К примеру, работы с одинаковыми названиями «Диоген», принадлежащие Ж.-Л. Жерому (1860), Д.У.Ватерхаусу (1882).
По роду своей деятельности мне также пришлось проверять конкурсные ученические сочинения, посвящённые 9 мая. И я был весьма обескуражен, когда пришлось читать следующиее: «Во Второй мировой войне (заметьте, уже давно не Великой Отечественной!) Советский Союз потерял 38 миллионов человек, их них – 30 миллионов украинцев»! А когда подобные цифры повторились в работах ещё и ещё раз, стало ясно, что это не описки, и подобная «статистика» должна иметь какой-то определённый источник.
- Где вы взяли эти цифры? – спросил я учеников.
- Нам учительница украинского языка сказала.
Пришлось обратиться к «первоисточнику».
- А це так нам на курсах професор казав, - индифферентно ответила молодая «вчителька».
- Да как же это может быть?.. Какие 30 миллионов, если по переписи 1939 года вас, украинцев, было чуть более 28 миллионов!
- Ну, я не знаю, але ж мабуть держава не марно йому гроші сплачуєть. Він же профессор.
Ох, знаем мы этих ваших «прохвесоров»! Один из них может написать об «українськом похожденні Діви Мариї», другой - о роли «запорізьского козацтва в Троянскій війні». И это не полемический перегиб. Достаточно полистать печально знаменитые откровения «доктора», «кандидата», «профессора», «проректора», «председателя», «учёного» Валерия Бебика: «…мы имеем все основания для выводов, что Украина, на самом деле, является прародиной большинства мировых религий», «…малой родиной арийской элиты шумеров была территория современной Украины».
«Приняв во внимание, что троянцы были выходцами из Украины, всё становится на свои места. Они пришли в Анатолию (современная Турция) со своими мифами, формами общественного устройства и материальной культуры. Следовательно, Троянская война проходила не в Трое (Анато-лии), а в Приазовье?»
«Таким образом, мы убеждаемся что между Энеидой, Шумером, Троей, Египтом, Грецией и Римом история протянула прочную цивилизационную цепь. И на ней явно просматривается родовой штамп «made in Ukraine»!
Неплохо было бы вспомнить печально знаменитое «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» («Ahnenerbe»). Потому что, когда на Украине начнут ржавым кронциркулем измерять черепа и заставят заполнять в анкете графу: «Чем занимались ваши предки до Рождества Христова?», тогда уже будет не до смеха»!
А благодарных последователей «учёному» Бебику искать долго не придётся. Их уже исподволь готовят с помощью учебников, об одном из которых речь шла выше. В ряды этих рекрутов дружно встанут и почитатели творчества поэта-мученика Василя Стуса, который в свободное время также занимался этнополитическими рассчётами: «росіяни становлять серед міського населення України 27% (і це при 16,9%, які вони складають на всього населення республіки), або на 10,1% більше від норми, тобто живе їх у містах понад норму 4 227 769 чоловік, займаючи законне місце для українців. Отже, тільки через росіян 4 227 769 українців не мають змоги жити в українських містах». И, в конце концов, не клятые ли москали лишили законной жилплощади античного Диогена?..
Потому отпала у меня охота преподавать по учебникам, изданным в Киеве, иссякло желание состоять в одном творческом Союзе с «коллегами», которые презрительно называют тебя то «руським», то «росийськомовным», и, так как заявление о своем выходе из НСПУ я уже подал, то и подпишу свои заметки следующим образом:

Евгений Никифоров,
бывший учитель истории,
бывший член Национального Союза писателей УКраины